«Мы точно понимаем, как привлечь тысячи человек в эту индустрию»

Артем Лукин
Генеральный директор компании «Технорэд» (TECHNORED)
«Для того, чтобы сделать 88 тысяч роботов, нужно тысячу человек. Еще 2 тысячи, чтобы внедрить. Ну, а дальше-то, это все нужно настраивать, программировать, управлять. Вот там самая большая нехватка»
«Потребность в кадрах будет расти на 10-20% в год»

- Как вы оцениваете масштаб дефицита кадров в робототехнике? Звучат цифры в 60 тысяч специалистов. Адекватны ли они?

- Нет. Неадекватны. Минимум в два раза больше.

- Как будет меняться эта потребность в ближайшие годы?

- Она будет только усугубляться. Можно взять демографическую ситуацию, можно взять количество наших заводов. Потребность будет расти на 10-20% в год. Будет расти дефицит рабочих кадров, а замена им - только роботы.

- А если говорить именно про дефицит кадров в отрасли робототехники?

- Что такое отрасль робототехники? Вот оператор роботизированного комплекса на заводе — это кто? Любой человек, который взаимодействует с роботом, попадает в эту категорию «работник отрасли робототехники».

В России всего 10 компаний, которые хоть что-то делают с роботами, и крупнейшая из них — это наша компания, в которой работает 100 человек.

Для того, чтобы сделать 98 тысяч роботов, а точнее даже 88 тысяч роботов, для того, чтобы войти в 25 передовых стран по уровню роботизации, не нужно 60 тысяч специалистов. Речь идет о другом показателе - сколько всего людей должно быть связано с отраслью промышленности робототехники.
Артём Лукин — генеральный директор и основатель компании «Технорэд» (TECHNORED), ведущего российского разработчика и производителя роботизированных систем, компонентов и программного обеспечения для промышленности.
В 2019 году он основал «Технорэд», поставив перед собой цель сделать роботизацию доступной для российских предприятий. Под его руководством компания разработала и внедрила серийное производство готовых роботизированных решений, что позволило значительно сократить сроки и затраты на их внедрение.
Лукин также инициировал создание Академии роботизации REDUNIVERSITY, где обучают специалистов для работы с современными робототехническими комплексами.
«Через 10 лет появится новый тип оборудования, который не подразумевает взаимодействие с человеком даже на уровне программирования»
- Структура этого спроса на специалистов изменится через 5−10 лет? Чем больше будет роботов, тем больше, соответственно, операторов нужно?

- Через 10 лет это поменяется точно, потому что мы приобретем принципиально новый тип оборудования, который уже не подразумевает взаимодействие с человеком даже на уровне программирования. Это будет искусственный интеллект, выстроенные цепочки перемещений на производствах. И там потребность в людях уже будет снижаться.

И когда появятся вот эти полностью роботизированные, бесчеловечные линии, тогда у нас потребность останется только в тех, кто будет их создавать — конструировать, программировать. Или появятся еще какие-то вакансии, которых сейчас нет.

Если мы говорим про промышленную робототехнику, то через 10−15 лет будут появляться такие типы роботов, и такие технологии, о которых мы сегодня только задумываемся, скажем так. Это будет создавать новые рабочие места - операторы беспилотных автобусов, например. Как сейчас, да, СВО породила целую новую индустрию, операторы дронов. 5 лет назад это была фантастика какая-то.

Доля людей в промышленности будет снижаться. Сейчас их не стало в моменте. Если в Советском Союзе работать на заводах и фабриках было престижно, то в 90-е годы ситуация изменилась. Все шли учиться на маркетологов, на менеджеров и так далее. И вот сейчас, когда еще нас обложили санкциями, наступил alles, когда в моменте заводы остались без людей.
Происходит переформатирование. С каждым годом мы будем приходить к тому, что людей, задействованных в производственных процессах будет становиться естественным образом меньше. Люди будут больше идти в какие-то креативные индустрии.
«Доля людей в промышленности будет снижаться»

- Какие ключевые факторы, которые будут определять создание новых рабочих мест в этой отрасли, вы могли бы выделить? Помимо госпрограммы развития роботизации.

- Усиление санкций, конечно же, подъем внутреннего производства — отрасль и так будет развиваться, без национального проекта. Демография, естественно. Появление новых вакансий, таких как курьеры, которые забирают людей с заводов.

- Какие категории специалистов в робототехнике наиболее востребованы?

- Операторы технических комплексов, проектов, продуктов.

- Я так понимаю, больше специалисты на периферии, не в создании именно роботов? Компаний, которые делают роботов, не так много, а компаний, где они внедряются, уже существенно больше.

- Для того, чтобы сделать 88 тысяч роботов, нужно тысячу человек. Еще 2 тысячи, чтобы внедрить все это дело. Ну, а дальше-то, это все нужно настраивать, программировать, этим надо управлять. Для этого нужны люди. И вот там самая большая нехватка.
На заводах должны появиться люди, которые вместо того, чтобы бежать на хэдхантер печатать объявления, что нам нужен оператор станка, либо сварщик, будут говорить «давайте-ка мы поставим робота». Вот тогда все полетит.
«Когда мы берем к себе ребят из университета, мы говорим: «Ребята, теперь забудьте все, чему вас учили»
По факту, что ведущие вузы не могут обучить, обеспечить интерес к отрасли, государство не может обеспечить… Ну, либо производства не могут обеспечить предложения для таких специалистов. Здесь одно за другое цепляется.

И когда мы берем к себе ребят из университета, мы говорим: «Ребята, теперь забудьте все, чему вас учили». Это еще одна проблема. И не потому, что кто-то плохо учит.

Возвращаясь к вопросу, чувствуем ли мы, что как-то идет подготовка кадров. Нет, мы не чувствуем, очередь на рынке не стоит. Готовых специалистов взять невозможно.

Мы учим сами. Мы учим специалистов для себя, мы учим специалистов для отрасли. Мы учим доцентов, проректоров. Мы для них создаем обучающие материалы, создаем для них лаборатории и так далее.

Нас в этом никто не поддерживает, мы это делаем за свой счет.
«Готовых специалистов на рынке взять невозможно»

- Вы видите, что предпринимаются какие-то меры для решения проблем дефицита кадров именно в робототехнике?

- Нет, мы видим только то, что мы делаем. Приходя в ведущий вуз и предлагая стажировку на профильной кафедре в ведущей российской компании у нас из целого потока в несколько сотен человек, которые тратят свои лучшие годы для обучения робототехнике, принимают приглашение на стажировку 30. Представляете? Из нескольких сотен — 30.
Это о чем говорит? Они в принципе не понимали, куда они идут учиться. Они не хотят в этом направлении развиваться.

Из 30 доходят на стажировку 5 человек. Проходит стажировку — 1.
«Онлайн-обучение - это доступно, не нужно ехать на заводы, любой желающий может в удобном формате прикоснуться к миру робототехники, понять насколько ему интересно»
- С какими вузами наиболее успешно складывается партнерство? Какой пример можно будет рассмотреть подробно и проецировать на другие вузы?

- Нет одного конкретного кейса, потому что с вузами все очень сложно. У них нет ресурсов, у них нет компетенции, а у многих нет даже желания. Для того, чтобы в Станкине поставить нормальную роботизированную систему, мы три года обивали пороги. И только после того, как Мишустин приехал и по голове надавал им за то, что они там ставят какие-то немецкие решения, нам позвонили и сказали: «Ребята, завтра у вас решение должно быть здесь. Но у нас нет денег».

Ключевой вуз. «Но у нас нет денег». И мы опять за свой счет должны все это тянуть.
Поэтому с кем-то у нас образовательные программы, кому-то мы ставим наши решения, с кем-то мы прорабатываем открытие кафедры. Но это все вот такие местечковые истории, потому что - еще раз - сделать качественно, полностью, нашими ресурсами невозможно.

- Нужна поддержка государства в плане учебных разработок?

- Да множество на самом деле инструментов. Начиная от банального финансирования вузов для закупки учебных роботизированных систем.

Вы заставляете готовить специалистов. А на чём они их готовить-то будут? Дайте им возможность закупать оборудование — это первое. Второе — дать вузу необходимое финансирование.

Третье — разработчикам, производителям дать гранты на разработку и выпуск такой линейки оборудования, широкой линейки. Да больше ничего и не надо.

- Актуальна ли переподготовка кадров для сферы робототехники?

- Мы с вузами очень много на эту тему работаем. Но очень часто, опять же, с нашей стороны это благотворительность. У вузов есть квоты на бесплатное обучение, точнее государство им компенсирует. И эти квоты выделяются на такие категории граждан, как беременные женщины, или пенсионеры.

Для нашей отрасли, для индустрии 4.0, это точно не актуально. Мы провели обучение для 3000 таких граждан, и ни одного мы не смогли получить в качестве сотрудника даже для себя.

«С вузами все очень сложно»

- Существующие образовательные программы, получается, полностью не актуальны? Какие изменения необходимо внести в эти программы?

- Об этом можно много говорить. Если коротко, то ведущие вузы должны учить базам сопромата, мехатроники и так далее. Не нужны специалисты по созданию роботов в большом количестве. Как нам не нужны тысячи людей, которые умеют создать автомобиль, нам нужно научиться готовить для рынка специалистов, которые на этом автомобиле будут ездить, которые будут применять этот автомобиль, которые будут обслуживать этот автомобиль и так далее. Вот в чем суть.

Вот мы, Технорэд , были вынуждены создать Академию роботизации. Дальше мы увидели запрос от вузов: «Ребята, мы хотим делать это так же, либо вместе с вами». И сегодня вместе с вузами мы открываем лаборатории, кафедры, где учим по нашим программам, по программам, которые мы совместно разрабатываем, благодаря чему рынок получает нормальных специалистов.

- Вы одни такие на страну?

- Да, мы одни.

- Этот опыт масштабировать возможно?

- Да, но для этого нам нужен ресурс. Нас никто не поддерживает, а у вузов деньги очень долгие, либо их нет, они не могут заниматься коммерциализацией, так как мы, частная компания. А нас распыляют между между Станкином, между Иннополисом, между Бауманкой, Плехановкой. У нас нет столько ресурсов.
Это все-таки задача государства. Либо ее можно решать с помощью каких-то грантов, бюджетов, чтобы нам это было даже не столько интересно, сколько подъемно.
«Онлайн-обучение - это доступно, не нужно ехать на заводы, любой желающий может в удобном формате прикоснуться к миру робототехники, понять насколько ему интересно»
Потому что вот эти 88 тысяч роботов, о которых говорит президент, нужно поставить - это на самом деле капля в море. С учетом того, насколько у нас большая страна, сколько у нас индустрий, направлений, сколько у нас ресурсов, и как там надо двигаться вперед. Это лишь малая доля. И ни одна компания, ни государство с этим не справится.

Вот есть завод «Русский робот», они заявили, что они начинают выпускать роботов. Прекрасно, мы очень этому рады. Но сколько они сделают максимум? Ну, тысячу, ну две тысячи роботов через пять лет. А ведь это у них их собственные заводы столько потребят.

- В общем, рынка на всех хватит, и вы не переживаете.

- Мы просто взяли на себя позицию куратора, потому что никто не может договориться, все как-то делятся в своих интересах и пытаются урвать какой-то маленький кусочек. А мы понимаем, что нужно не маленький кусочек урвать, а нужно сделать так, чтобы рынок рос, развивался.

Для этого нужно готовить кадры, для этого нужно готовить инфраструктуру, для этого нужно создавать готовые решения, отраслевые решения, для этого нужно открывать центр сертификации и все остальное.
«У тебя есть классный продукт, а ездить кто на нем будет?»

- Ваша Академия позволяет вам рекрутировать кадры? В первую очередь вы преследуете эту цель?

- Мы преследуем цель развития рынка робототехники. А попутно уже…
Когда мы выходили на рынок, к роботам все относились как к чему-то чужеземному, говорили, что роботы не нужны.

Что мы сделали - мы создали новый тип роботизации, доступную роботизацию, где робот стоит не 30 миллионов рублей, а 3,5, и окупается за год. И поставляется не за 18 месяцев, а за 8 рабочих дней.

А дальше мы столкнулись с тем, что у тебя есть классный продукт, условно говоря, автомобиль, а ездить кто на нем будет? Должна быть инфраструктура, должны быть дороги, должен быть бензин. И мы сегодня кадры готовим не только для себя. Мы сегодня проводим исследование рынка не только для себя. Мы не только для себя производим компонентную базу, а для всего рынка. Мы не боимся конкуренции, мы заинтересованы в том, чтобы в принципе рынок развивался.
«С вузами все очень сложно - у них нет ресурсов, у них нет компетенции, а у многих нет даже желания. Для того, чтобы в Станкине поставить нормальную роботизированную систему, мы три года обивали пороги»
- Революция как раз в том, что это позволяет масштабировать поток, делать его максимально широкий?

- Революция в том, что это доступно, что не нужно ехать на заводы, что не нужно платить сотни тысяч рублей, что любой желающий может в удобном ему формате прикоснуться к миру робототехники, прикоснуться к новой индустрии, понять насколько ему интересно это, видеть там перспективы и какой ему следующий шаг нужно сделать для того, чтобы развиваться в направлении робототехники.

- Вы кого-то рекрутировали уже из тех, кто прошел именно онлайн-академию? Или это тот уровень, который еще не позволяет принимать людей на работу?

- У прошедших курс дальше развилка — они, получив базу, понимают в каком направлении дальше двигаться. Порядка, наверное, 10−20% пошли на следующий уровень - это уже платные курсы, где они платят свои деньги, сотни тысяч рублей. И после этого они уже получили предложение работать либо в нашей компании, либо в рынке.
«Онлайн-образование в робототехнике – это революция»

- У вас есть онлайн-академия, где желающие могут пройти обучение.

- Да, такой базовый курс для того, чтобы человек хотя бы понял, вообще оно ему надо или нет.

- Насколько успешен этот проект и планируется его как-то расширять?

- Мы понимаем, что возможно это еще одна революция. Проект у нас стартовал фактически в сентябре этого года. Мы имеем очень хорошую обратную связь. Обучение прошли, я думаю, что не более 500 человек. Но это только с сентября, и опять же, с учетом наших ограниченных ресурсов, это неплохо. Но мы точно понимаем, как и за счет чего сделать так, чтобы тысячи человек привлекались в эту историю. И для них это был бы вход в индустрию, либо наоборот, чтобы с помощью этой онлайн-академии они понимали, что в эту индустрию им не надо.
«Какой смысл учиться на западном оборудовании, если оно недоступно?»

- Какие меры сейчас необходимо предпринимать государству, чтобы решать вот эти проблемы дефицита кадров для робототехники?

- Я думаю, что государству нужно на базе или на опыте Технорэда создавать центры сертификации и стандартизации, выдавать гранты на обучение. Причем есть и гранты на обучение, и просто платное обучение, но за счет того, что эта отрасль будет стандартизирована, будут выдаваться лицензии, любой человек, который захочет работать в индустрии, он должен будет пройти вот это обучение.
Это позволит поднять престиж, позволит отрасли получать действительно готовых грамотных специалистов и будет таким бустером.

- Какие навыки специалистов, приходящих в отрасль, наиболее востребованы?

- Все-таки это инженерно-техническое базовое образование. Я говорю даже не про высшее. Либо просто инженерно-технический склад ума. Это не про гуманитариев. То есть, например, для нас человек, который работал со слаботочными системами, то есть являлся монтажником видеонаблюдения, например, является гораздо более профильным кандидатом, нежели выпускник Бауманки, который знает мехатронику и как создать редуктор двигателя.
В рынке не нужны тысячи людей, которые могут разработать редуктор. Потому что один раз разработали редуктор и дальше все плюс-минус такое же.

- Насколько важна для вас возможность использования отечественного оборудования в производственных и учебных процессах?

- А какой смысл учиться на западном оборудовании, если оно недоступно, если с ним не может быть никакого технологического суверенитета. И если мы уже проходили историю, когда вот эти все иностранные производители роботов просто взяли и в один момент не только ушли с заводов, но еще и начали отключать пользователей, и их роботы начали останавливаться. А на минуточку, что значит «остановка роботов»? Это остановка производства.
Made on
Tilda