«Онлайн-обучение - это доступно, не нужно ехать на заводы, любой желающий может в удобном формате прикоснуться к миру робототехники, понять насколько ему интересно»
- С какими вузами наиболее успешно складывается партнерство? Какой пример можно будет рассмотреть подробно и проецировать на другие вузы?
- Нет одного конкретного кейса, потому что с вузами все очень сложно. У них нет ресурсов, у них нет компетенции, а у многих нет даже желания. Для того, чтобы в Станкине поставить нормальную роботизированную систему, мы три года обивали пороги. И только после того, как Мишустин приехал и по голове надавал им за то, что они там ставят какие-то немецкие решения, нам позвонили и сказали: «Ребята, завтра у вас решение должно быть здесь. Но у нас нет денег».
Ключевой вуз. «Но у нас нет денег». И мы опять за свой счет должны все это тянуть.
Поэтому с кем-то у нас образовательные программы, кому-то мы ставим наши решения, с кем-то мы прорабатываем открытие кафедры. Но это все вот такие местечковые истории, потому что - еще раз - сделать качественно, полностью, нашими ресурсами невозможно.
- Нужна поддержка государства в плане учебных разработок?
- Да множество на самом деле инструментов. Начиная от банального финансирования вузов для закупки учебных роботизированных систем.
Вы заставляете готовить специалистов. А на чём они их готовить-то будут? Дайте им возможность закупать оборудование — это первое. Второе — дать вузу необходимое финансирование.
Третье — разработчикам, производителям дать гранты на разработку и выпуск такой линейки оборудования, широкой линейки. Да больше ничего и не надо.
- Актуальна ли переподготовка кадров для сферы робототехники?
- Мы с вузами очень много на эту тему работаем. Но очень часто, опять же, с нашей стороны это благотворительность. У вузов есть квоты на бесплатное обучение, точнее государство им компенсирует. И эти квоты выделяются на такие категории граждан, как беременные женщины, или пенсионеры.
Для нашей отрасли, для индустрии 4.0, это точно не актуально. Мы провели обучение для 3000 таких граждан, и ни одного мы не смогли получить в качестве сотрудника даже для себя.
«С вузами все очень сложно»
- Существующие образовательные программы, получается, полностью не актуальны? Какие изменения необходимо внести в эти программы?
- Об этом можно много говорить. Если коротко, то ведущие вузы должны учить базам сопромата, мехатроники и так далее. Не нужны специалисты по созданию роботов в большом количестве. Как нам не нужны тысячи людей, которые умеют создать автомобиль, нам нужно научиться готовить для рынка специалистов, которые на этом автомобиле будут ездить, которые будут применять этот автомобиль, которые будут обслуживать этот автомобиль и так далее. Вот в чем суть.
Вот мы, Технорэд , были вынуждены создать Академию роботизации. Дальше мы увидели запрос от вузов: «Ребята, мы хотим делать это так же, либо вместе с вами». И сегодня вместе с вузами мы открываем лаборатории, кафедры, где учим по нашим программам, по программам, которые мы совместно разрабатываем, благодаря чему рынок получает нормальных специалистов.
- Вы одни такие на страну?
- Да, мы одни.
- Этот опыт масштабировать возможно?
- Да, но для этого нам нужен ресурс. Нас никто не поддерживает, а у вузов деньги очень долгие, либо их нет, они не могут заниматься коммерциализацией, так как мы, частная компания. А нас распыляют между между Станкином, между Иннополисом, между Бауманкой, Плехановкой. У нас нет столько ресурсов.
Это все-таки задача государства. Либо ее можно решать с помощью каких-то грантов, бюджетов, чтобы нам это было даже не столько интересно, сколько подъемно.