«Путь в робототехнику начинается с наших наборов»

Евгений Борисов
генеральный директор и совладелец компании «Хроники»
«Задача родителей — давать детям возможности и расширять рамки мышления. Для начала нужно привести ребенка на любое занятие, хотя бы пробное, чтобы понять, что ему нравится»
«Прежде чем изучать программирование, ребенок должен понимать базу»

- Что побудило вас заняться развитием детской робототехники и основать компанию "Хроники"?

- Я еще в студенчестве случайным образом попал в робототехнику. Вместе с однокурсниками мы хотели сделать в Тюмени теплые остановки. С этим проектом я победил в программе "Умник", нацеленной на поддержку студентов и аспирантов, занимающихся инновационными проектами.

Затем меня позвали работать преподавателем в один из детских центров, где как раз занимались инженерно-техническим творчеством. До этого про робототехнику ничего не слышал.

И по мере того, как я начал работать с детьми, выводить их на городские, региональные, российские соревнования, то увидел огонь в глазах и их увлеченность всем этим.
Постепенно я понял, что мне нравится помогать детям раскрывать свой потенциал в инженерно-техническом творчестве и быть для них наставником. Ведь будущее нашей страны, в том числе – в наших руках, и зависит во многом от того, как мы воспитаем подрастающее поколение. У меня появился интерес и осознание, что через работу с детьми можно повлиять на будущее страны.

Дети показывали результаты на соревнованиях, были положительные отзывы родителей. Я узнал, что они дома продолжают что-то конструировать, собирать, и тогда понял, что это послужит очень классной базой для развития ребенка и его будущего. Даже если он не выберет какую-то техническую специализацию в дальнейшем, то полученные навыки сильно пригодятся ему в будущем. С этого все и началось, позже я основал компанию "Хроники".
Евгений Борисов — генеральный директор и совладелец компании «Хроники», одного из ведущих российских разработчиков образовательных решений в области робототехники. Компания создает инновационные наборы «Роби», предназначенные для обучения детей инженерии и техническому творчеству. Эти продукты стали популярными среди школ, детских садов и технических кружков по всей России, помогая тысячам детей освоить основы робототехники.

Борисов также внедрил уникальный подход к обучению, интегрировав в наборы методические материалы и фантастическую вселенную «Хроники разбитого мира», что делает процесс обучения не только полезным, но и захватывающим.
«Зерно» увлеченности надо закладывать с детского садика, через игру, а не со средней школы»
- Чем отличаются такие наборы-конструкторы от того же "Лего" и каковы их ключевые особенности?

- Первое — это насыщенность учебно-методического комплекса. У нас представлены лицензированные образовательные программы, есть дидактические материалы, методики, планы уроков. Мы делаем научно-познавательные анимационные комиксы, похожие на мультики, к каждому уроку. Речь идет о полностью проработанных системах обучения детей и педагогов. Преподавателей без знаний в области робототехники можем обучить быстро и легко.

Второе - в своей работе мы сделали акцент на развитии именно инженерного и креативного мышления детей, то есть у нас эти наборы без программирования. Мы работаем на фундаментальном уровне с детьми, начиная с 5 лет, еще в детсаду, когда обучаем их базовой механике: названию деталей, типам соединений. Таким образом, постепенно формируем мышление конструктора, затем осваиваем начальную автоматизацию, где дети управляют тем, что собрали.

Прежде чем изучать наборы с программированием, ребенок должен понимать базу. За счет комплексного подхода создаем мультиплатформу, по сути, целую экосистему фантастическую, потому что есть книги, комиксы, мультики, настольные игры. Детей с разными интересами вовлекаем в научное творчество. Современный тренд заключается в том, что дети потребляют большое количество медиа-контента: игры, комиксы, мультики. Нужно идти в ногу со временем.

Мы же идем немного с опережением, потому что за счет нашего подхода получается вовлекать детей в инженерно-техническое творчество, то есть у нас каждый урок — это как часть фантастического приключения. И детям это намного больше отзывается, они с большей охотой ходят на занятия и лучше впитывают ту информацию, которую мы выдаем.
- Ваша компания выпускает образовательные наборы по робототехнике "Роби", почему такое название?

- Я уже 13 лет занимаюсь робототехникой и работал раньше исключительно на конструкторах "Лего". Мне эти наборы нравились по своей специфике и подходили для работы с детьми.

В 2022 году уже были видны слабые места образовательной системы "Лего", и стал понятен запрос нашей российской системы образования, что именно нужно детям, родителям, педагогам. Бренд "Лего" к тому же начал уходить из России.

И тогда мы поняли, что весь свой опыт, знания нужно аккумулировать, и начали разработку отечественных наборов "Роби", в 2023-м году компания их выпустила на рынок, мы стали внедрять их и обучать.

Кроме того, я - писатель-фантаст. У меня своя фантастическая вселенная. Моя компания в России – первая, кто интегрировал фантастический мир в обучение детей по развитию инженерного и креативного мышления. Роби — главный герой моих книг, поэтому набор так назвали.
«У нас каждый продукт призывает и учит ребенка создавать, менять мир вокруг себя, делать лучшее для своей семьи, для региона, для страны
- Как родителям повысить интерес детей к инженерным наукам и робототехнике?

- По моему мнению, задача родителей — давать детям возможности и расширять рамки мышления. Для начала нужно привести ребенка на любое занятие, хотя бы пробное, чтобы понять, что нравится.

У нас, например, есть рабочие тетрадки, с помощью которых ребенок дома с родителями может выполнять простенькие задания, закрепляя материал, и интересно проводить время.
Многие родители покупают книги, в том числе – мои, с детьми дома их изучают. Существует много мультиков, фильмов, посвященных техническому творчеству, которые вызовут интерес у юного поколения.

Для развития инженерного и креативного мышления важно родителям делать что-то со своими чадами вместе, то есть участвовать в конкурсах, мастерить, развивать фантазию и воображение. Путешествия помогают ребенку учиться общаться и расширять кругозор.

- Ваша компания сейчас какую географию охватывает? Где уже внедрены ваши образовательные наборы?

- Если говорить о России, то мы представлены более чем в 50 регионах: в школах, в детских садах, в том числе – в частных образовательных центрах. В Казахстане у нас есть партнерская сеть, которую мы развиваем.

Больше всего наша продукция представлена в Тюмени, где мы создали компанию "Хроники". Мы открыты к партнерству со всеми образовательными учреждениями страны.
«Мы представлены более чем в 50 регионах»

- Как вы оцениваете текущее состояние преподавания робототехники в российских школах, детсадах?

- Достаточно высокий уровень. Я дважды представлял нашу страну в ходе международной акселерационной программы в сфере предпринимательства "Бизнес-инкубатор БРИКС". Рассказывал про нашу образовательную систему и в этом году в ходе бизнес-инкубатора ШОС. У меня есть понимание, как обучают в других странах, какие есть образовательные технологии, нашими системами тоже заинтересовались.

У нас сейчас идет адаптация нашей системы в дружественные страны. В России для развития робототехники делается многое, но не хватает качественных образовательных решений, особенно в той целевой аудитории, где работаем мы. Для средней и старшей школы, студентов внедрено очень много решений.

Для маленьких детей, которые ходят в садик или начальную школу, придумано гораздо меньше. Наша компания выбрала эту нишу осознанно и мы в ней работаем. Мы сделали то, что действительно работает, об этом свидетельствуют отзывы педагогов.
«Для развития инженерного и креативного мышления важно родителям делать что-то со своими чадами вместе - участвовать в конкурсах, мастерить, развивать фантазию и воображение»
- На основе этих подходов вы будете новые продукты внедрять в перспективе? Какие шаги вы намерены предпринимать для поддержки педагогов образовательных учреждений?

- Мы будем модернизировать свои продукты, добавлять новые, плюс соревнования обязательно, чтобы дети могли все полученные знания применять на практике, просветительская работа с педагогами.

У многих преподавателей сейчас сидит в голове штамп, что робототехника — это сложно, надо уметь программировать, еще что-то, поэтому мы этот миф тоже развеиваем. У нас есть обширный учебно-методический комплекс, система обучения и поддержки педагогов, даже своё комьюнити педагогов по всей стране, где мы их тоже поддерживаем, обучаем. Если у них будет весь инструментарий и понимание, то у детей будет больше возможностей. Мы сами производим наборы, обучаем детей и педагогов, поддерживаем и расширяем всю эту систему через разные продукты.

Такой комплексный подход будет в перспективе 5−15 лет давать просто невероятные плоды. У нас уже есть ученики, которые достигают очень больших высот в области робототехники, участвуют во всероссийских конкурсах или делают промышленных роботов для предприятий.
На наших наборах можно работать с детьми с ОВЗ. Психологи, которые наблюдали этих детей, отмечают, что занятия благоприятно влияют на их развитие и помогают в социализации. Комплексный подход масштабно на уровне всей страны может привести к росту интереса к инженерно-техническому направлению.

«Работаем над созданием полнометражного мультфильма»

- Каковы планы вашей компании на будущее?

- Первое - это масштабирование нашей образовательной системы, потому что про нее еще не все знают. Мы только год на рынке. Второе - мы с командой искренне верим, что путь в робототехнику начинается с наших наборов и хотим, чтобы они были в каждом садике и в любой школе.

Кроме того, выступаем за доступность, то есть у нас есть возможность запускать направление робототехники на наших наборах без их покупки. Мы готовы общаться на эту тему с регионами, с частными детскими центрами, с теми, кому это интересно. Сейчас идет разработка своего программируемого блока, чтобы обучать детей среднего звена школы. Здесь, по предварительным планам, мы будем или коллаборироваться с какой-то из российских компаний или разрабатывать сами.

С точки зрения популяризации бренда, мы сейчас работаем над созданием полнометражного мультфильма на семейную аудиторию, в частности, для детей 6−12 лет. Планируем, что мульт можно будет увидеть во всех кинотеатрах нашей страны. Делаем это как раз в поддержку и популяризацию обучения, созидания, технического прогресса. Рассчитываем еще больше увлечь детей технологиями. Плюс у нас есть комиксы, настольные игры.

Компьютерные игры тоже хотим делать, то есть через персональный подход, максимально аккуратно вовлекать детей в инженерно-техническое творчество. Есть еще ряд образовательных компаний, которые лично знаю, они тоже используют современные технологии для этих целей. Все дети разные, мы пытаемся найти подходы к ним, чтобы всех их объединить вокруг одной системы. У нас каждый продукт призывает и учит ребенка создавать, менять мир вокруг себя, делать лучшее для своей семьи, для региона, для страны.
- Как вы видите развитие детской робототехники?

- Развитие — это доступность, то есть каждый ребенок должен иметь возможность этим заниматься. Сейчас, к сожалению, в очень многих школах и садиках до сих пор нет такой возможности. Мы с командой стремимся это исправить. И наша система позволяет это сделать, скажем так, с максимальной эффективностью и минимальными ресурсами.

Чем больше детей будет обучаться с раннего возраста на старте, то и на выходе будет больше увлеченных специалистов. Мы с командой искренне верим, что это "зерно" увлеченности надо закладывать с детского садика, через игру, а не со средней школы. Когда детям это интересно, то педагоги, системы образовательные могли бы этот интерес сохранить и донести до более осознанного возраста, чтобы они уже дальше двигались в выбранном направлении: выбирали ли программирование, 3D-моделирование, схемотехнику и что другое. Необходимо оснастить учебные заведения, подготовить педагогов и предоставить возможности детям.
- Какие цели вы ставите перед своей компанией на ближайшие 5-10 лет?

- Во-первых, продолжать заниматься тем, что у нас получается. Во-вторых, сейчас в месяц примерно обучаем около пяти-десяти тысяч детей, то есть через пять лет планируем в месяц обучать более миллиона детей по нашей образовательной системе. Кроме того, мы должны выпустить наш мультфильм в прокат для того, чтобы повысить увлеченность детей этой спецификой.

Нам важно по количественным показателям прирастать, продолжать масштабировать деятельность, создавать новые продукты и подходы, учитывая современные тенденции развития креативных индустрий в нашей стране. Без этого уже, наверное, не получится вовлекать детей так качественно и комплексно.
Made on
Tilda