«Азы робототехники начинают осваивать еще в школе»

Егор Бакулин
управляющий директор компании «Валдай Роботы»
«При приеме на работу мы ориентируемся не на образование, а на проекты, в которых студент принимал участие»
- Как бы вы оценили текущее состояние подготовки специалистов в сфере робототехники в России?

- Основная проблема - нехватка специалистов по электронике и схемотехнике, кадров в области станкостроения и робототехники. На рынке сегодня мало классических инженеров: конструкторов, программистов нижнего уровня и многих других специалистов.

Отрасль роботостроения активно развивается и на первый план выходят российские производители, которым нужны кадры, готовые интегрировать робототехнику и проводить сервисное обслуживание, но пока сложно найти таких людей.

Для обеспечения нашего производства специалистами мы ведем работу с учебными заведениями в Санкт-Петербурге. Особенно хорошо выстроено взаимодействие с Санкт-Петербургским государственным университетом аэрокосмического приборостроения.


- С какими основными проблемами сталкиваются предприятия при поиске квалифицированных кадров в области роботостроения?

- Основной проблемой является их недоступность. На рынке небольшое число предложений и, по сути, многие компании активно конкурируют друг с другом за специалистов в этой сфере. Людей с опытом критически мало, чаще приходится выращивать их с университета: подбирать и длительное время их обучать нашему ремеслу.
Егор Бакулин — управляющий директор компании «Валдай Роботы», российского разработчика и производителя роботизированных систем и решений для промышленного применения. Под его руководством компания наладила производство роботизированных комплексов для автоматизации производственных процессов, что позволило снизить затраты и повысить эффективность работы в различных отраслях. Бакулин активно поддерживает развитие профессионального образования, выступая инициатором образовательных программ для подготовки специалистов по робототехнике.

На базе «Валдай Роботы» он организовал обучающие центры, где специалисты изучают передовые технологии и получают практический опыт работы с робототехническим оборудованием.
«Людей с опытом критически мало, чаще приходится выращивать их с университета: подбирать и длительное время их обучать нашему ремеслу»
- Как бы вы оценили уровень выпускников ВУЗов по вашему направлению в нашей стране?

- У многих выпускников, которые к нам приходят, есть необходимые базовые знания и при приеме на работу мы ориентируемся не на их образование, а на проекты, в которых студент принимал участие.
Азы робототехники начинают осваивать еще в школе, затем совершенствуют знания в колледже или вузе, до его окончания нередко студенты участвуют в чемпионатах, посещают факультативы, работают над собственными проектами.

- Какие специалисты работают и востребованы на роботостроительном производстве?

- Здесь мы мало чем отличаемся от других производств, разница - в специфике. У нас немало людей, обучавшихся по программам СПО, среди них - конструкторы, метрологи, программисты. На самом производстве, где собирают роботов, трудятся слесари, сварщики, маляры, операторы и наладчики станков, как на любом заводе. Разумеется, у нас работает много выпускников вузов: программистов более высокого уровня, инженеров и других специалистов, даже административный персонал.
- Можно ли сегодня говорить о том, что есть кадры на рынке в этой сфере, которые могли бы подходить разным предприятиям, либо все-таки сегодня пока речь идет о том, чтобы были подходящие специалисты для робототехники, а сами предприятия переобучают под свои нужды?

- Для роботостроения наиболее подходящее направление "мехатроника". Специалисты с этой компетенцией могут работать и с электроникой, и с механикой, и с программным обеспечением. Для переобучения таких людей требуется меньше времени для перехода в новое или узкое направление, учитывая их многопрофильность.

- Ваше предприятие выпускает логистических и других роботов, по вашему мнению, какие навыки и компетенции наиболее востребованы для работы в сфере промышленной робототехники?

- Наиболее подходящими компетенциями являются кибернетика, мехатроника и робототехника. Специалисты данной отрасли должны понимать строение устройства на всех его уровнях.
Кроме того, необходимы грамотные инженеры-схемотехники, электронщики. На нашем производстве сотрудники реализуют себя в самых разных направлениях: аддитивные технологии, 3D-моделирование, материаловедение, контроль-качества и многих других.

Если говорить о программистах, то это у нас есть backend- и frontend-разработчики, специалисты по машинному обучению. Отличительная особенность наших программистов – умение работать на отечественном оборудовании: российских процессорах и микроконтроллерах. Этому навыку мы обучаем самостоятельно.
«Для роботостроения наиболее подходящее направление "мехатроника". Специалисты с этой компетенцией могут работать и с электроникой, и с механикой, и с программным обеспечением»
- Как вы видите развитие системы образования в сфере робототехники в ближайшие 5−10 лет?

- В первую очередь, университеты должны открывать образовательные программы для обучения робототехнике, специализированные направления по мехатронике. Речь может идти о целых факультетах, то есть не просто на факультете машиностроения дополнительная лекция по робототехнике, а отдельное направление.

Нельзя недооценивать среднее профессиональное образование, колледжи готовят и могут расширить выпуск необходимых специалистов, например, критически не хватает интеграторов, которые смогут встроить роботов в работу предприятий. С подготовкой таких кадров отлично справятся учреждения СПО.
- Как ваша компания взаимодействует с образовательными учреждениями для подготовки будущих специалистов?

- Помимо выстроенного взаимодействия с ВУЗами, мы проводим хакатоны, будущие специалисты проходят нашу практическую подготовку и стажировку. Сейчас ведем работу над тем, чтобы создать лабораторию на базе университета и привлекать туда студентов с младших курсов, которые бы с начала обучения осваивали специализацию.

Стараемся задействовать своих роботов в образовательном процессе, тогда студенты могут раньше приобщиться и понять, с чем им дальше придется иметь дело. Задача - подготовить будущих специалистов в ходе обучения таким образом, чтобы на выходе они умели работать с нашими роботами.

- Какие инициативы или проекты, меры поддержки должны быть направлены на улучшение подготовки кадров в области робототехники?

- Базисно должны быть меры поддержки для государственных учреждений в виде субсидий или льгот на ту же самую закупку нашей продукции, потому что в один - два университета мы можем установить в инициативном порядке наших роботов для обучения. Но если речь идет о более массовом применении, в том числе - для учебы, то компания это может финансово не потянуть.
Необходимо, чтобы университеты могли закупать станки и роботов для подготовки кадров.

Второй вопрос, достаточно важный, это соревнования - хакатоны, конкурсы, которые стоит проводить централизованно, например, с помощью консорциума. В этом случае можно видеть уровень специалистов из разных городов, потому что у нас есть представление о ситуации в Санкт-Петербурге, интересно изучить опыт других городов.
Made on
Tilda