«Конкуренция за представителей инженерных специальностей дикая»

Алексей Захаров
президент и основатель рекрутингового портала SuperJob.ru
«Все реже ученики начальной школы хорошо знают математику и делают выбор в сторону изучения этого предмета и физики в дальнейшем. С каждым годом таких школьников становится все меньше»
- Как вы оцениваете текущую ситуацию с кадровым обеспечением в высокотехнологичных отраслях, в частности, в роботостроении?

- У нас во многих отраслях, да практически во всех, специалистов не хватает, особенно высококвалифицированных. Сфера робототехники - не исключение, может быть, даже там таких кадров не хватает сильно больше, чем в строительстве. Мало специалистов, которые могут что-то делать на уровне лучших мировых практик и стандартов.

- Какие причины приводят к дефициту высококвалифицированных кадров в этой сфере?

- Основная причина - это отсутствие четкой политики в области начального образования, потому что высшему образованию уделяется очень много внимания, но некого учить в ведущих вузах для того, чтобы они становились хорошими специалистами.
У нас физику, математику с каждым годом на ЕГЭ выбирают все меньше и меньше молодых людей, соответственно, налицо огромная нехватка школьных учителей - это сотни тысяч. У педагогов зарплаты маленькие, поэтому просто некому давать базу фундаментальную в начальной школе. Без такой основы сложно говорить в дальнейшем о подготовке специалистов.
Сегодня очень много дискуссий о высшем образовании, но это телега впереди лошади. Нужно вести речь о начальном образовании, чтобы математике уделяли намного больше внимания, начиная с первого класса. Для этого нужны совершенно другого качества учителя. С другой стороны, число высококвалифицированных педагогов в школе должно расти.
Алексей Захаров — президент и основатель рекрутингового портала SuperJob.ru, одного из ведущих российских онлайн-сервисов для поиска работы и подбора персонала. Под его руководством портал стал лидером в своей отрасли, предоставляя инновационные решения для автоматизации процессов рекрутинга и анализа данных о рынке труда. Захаров активно продвигает идеи модернизации системы профессионального образования, сотрудничая с образовательными учреждениями и бизнесом.

Он инициировал создание аналитических платформ для мониторинга вакансий и компетенций, что позволяет формировать образовательные программы, соответствующие реальным требованиям работодателей.
«Компании, особенно крупные, стараются обучать специалистов для себя, повышать их профессиональный уровень»
- Какую роль компании играют в подготовке кадров, что они предпринимают и могут сделать для уменьшения дефицита специалистов?

— Ничего. Компании, конечно, стараются привлекать лучшие кадры. Конкуренция за представителей инженерных специальностей дикая. У профессионала есть выбор: пойти в робототехнику, в машиностроение, в сельское хозяйство. Везде нужны люди, а кадров с необходимой квалификацией все меньше. С одной стороны, - из-за демографической ямы, а с другой стороны, нет достаточного числа выпускников с высоким уровнем знаний. И компании, особенно крупные, стараются обучать специалистов для себя, повышать их профессиональный уровень. Многие предприятия сотрудничают с учебными заведениями, открывают собственные кафедры, но это капля в море.

Большая проблема у нас с базовыми знаниями, здесь бизнес ничего сделать не может, усилия тех или иных компаний в целом на рынок не влияют. Только государство определенными мерами может изменить ситуацию.
- По вашему мнению, как сегодня российская система образования справляется с подготовкой кадров для сферы робототехники? Какие изменения необходимы?

- Для того, чтобы говорить об изменениях в системе высшего образования, необходимо для нее подготовить как тех, кто будет обучаться, так и тех, кто будет учить. Пока мы не решим вопрос о качестве начального образования, не о чем вести речь. Кого-то мы готовим. Достаточно? Нет. Специалистов мало, а они за один день не появляются. Образовательные циклы являются очень длинными, поэтому образовательная политика в этом вопросе должна быть рассчитана на десятилетия. Здесь речь идет хотя бы о 30-летнем горизонте планирования. Подготовка кадров в сфере робототехники - частность, отрасль не живет в вакууме.

Если имеем в виду робототехнику, то значит нужно думать об инжиниринге. У нас есть софт и хард, но нам, условно говоря, нужно придумать, как это будет работать и с помощью какого ПО будет управляться. Все основы - физика и математика, а будущие физики и математики появляются не в МФТИ, а в детском саду и в первом классе общеобразовательной школы. Дальше уже ничего сделать нельзя.

У нас же все реже ученики начальной школы хорошо знают математику и делают выбор в сторону изучения этого предмета и физики в дальнейшем. С каждым годом таких школьников становится все меньше. С одной стороны, на процесс влияет демографическая ситуация, когда просто физически мы на дне демографической ямы, а с другой стороны, речь идет о качестве начального образования.
«Чем больше автоматизировано производство, им чаще нужны высококвалифицированные кадры, которые смогут работать с новым оборудованием»
- Какие меры необходимы со стороны государства для улучшения ситуации?

- Государственное регулирование. Здесь может идти речь о предоставлении длительных налоговых льгот, субсидий участникам отрасли. Такие предприятия могут попадать в единый список. Например, для производителей отечественного программного обеспечения действует специальный реестр. Компании, которые в нем состоят, имеют право на определенные меры поддержки.

Если мы говорим о робототехнике, то хорошо бы выбрать те области, в которых у нас есть и могут быть преимущества, потому что другие страны развивают производство робототехники для разных целей. Одни устройства применяют дома, другие - на производстве. Нам нужно понять, что именно мы можем выпускать массово и добиться лидерских позиций. Далее нужно объявить отрасль приоритетной на долгий срок, назначить главного, кто будет отвечать за весь процесс, и после того, как будут предусмотрены меры, льготы и другие механизмы, то в долгосрочной перспективе может быть отдача.
- Как вы оцениваете перспективы привлечения иностранных специалистов для решения кадрового вопроса в отрасли?

- Как отсутствие перспектив. Мы проигрываем в конкурентной борьбе, хотя наши люди хорошо подготовлены, но таким специалистам рады в любой стране. Им тоже надо кормить своих детей, потому часто наших профессионалов перекупают на лучшие условия.
И не только в деньгах проблема. Дело в отсутствии большого числа интересных и долгосрочных проектов, участие в которых им могут предложить. Конечно, можно привлечь специалистов из-за рубежа. Крупная компания нанимает специалиста на уникальный проект и платит зарплату выше рынка, но, как правило, это единичные случаи, что не делает погоды на рынке труда.

А пока профессионалы уезжают, и конкурируем как внутри страны за таких специалистов, так и за ее пределами. С этим ничего сделать бизнес не сможет. Робототехника во всем мире развивается.
- Как развитие технологий, таких как искусственный интеллект, автоматизация, влияет на спрос на специалистов в области робототехники?

- Влияет, но рынок труда просто перестраивается. Чем больше автоматизировано производство, то тем чаще нужны высококвалифицированные кадры, которые смогут работать с новым оборудованием. С одной стороны, может стать меньше рабочих мест, но с другой, - растет спрос на специалистов другого уровня. Такая же ситуация в любой отрасли, когда речь о повышении уровня автоматизации.

Стиральная машина - тот же робот, ее эксплуатировать может любой. Для промышленных роботов нужна особая подготовка. Устройство нужно не просто настроить, а придумать ему новые задачи, спрограммировать так, чтобы кто-то потом мог легко его настраивать. Все это приводит к созданию новой индустрии, спрос на такие кадры будет расти.
И опять же возвращаемся в первый класс обычной школы, где все эти основы закладываются. Сфера образования достаточно консервативна. Здесь для изменений нужна политическая воля. Если сегодня начнем вносить коррективы, увеличив число уроков математики, физики, русского языка, то лет через 20-30 сможем увидеть первые результаты.
Made on
Tilda