«Компании, особенно крупные, стараются обучать специалистов для себя, повышать их профессиональный уровень»
- Какую роль компании играют в подготовке кадров, что они предпринимают и могут сделать для уменьшения дефицита специалистов?
— Ничего. Компании, конечно, стараются привлекать лучшие кадры. Конкуренция за представителей инженерных специальностей дикая. У профессионала есть выбор: пойти в робототехнику, в машиностроение, в сельское хозяйство. Везде нужны люди, а кадров с необходимой квалификацией все меньше. С одной стороны, - из-за демографической ямы, а с другой стороны, нет достаточного числа выпускников с высоким уровнем знаний. И компании, особенно крупные, стараются обучать специалистов для себя, повышать их профессиональный уровень. Многие предприятия сотрудничают с учебными заведениями, открывают собственные кафедры, но это капля в море.
Большая проблема у нас с базовыми знаниями, здесь бизнес ничего сделать не может, усилия тех или иных компаний в целом на рынок не влияют. Только государство определенными мерами может изменить ситуацию.
- По вашему мнению, как сегодня российская система образования справляется с подготовкой кадров для сферы робототехники? Какие изменения необходимы?
- Для того, чтобы говорить об изменениях в системе высшего образования, необходимо для нее подготовить как тех, кто будет обучаться, так и тех, кто будет учить. Пока мы не решим вопрос о качестве начального образования, не о чем вести речь. Кого-то мы готовим. Достаточно? Нет. Специалистов мало, а они за один день не появляются. Образовательные циклы являются очень длинными, поэтому образовательная политика в этом вопросе должна быть рассчитана на десятилетия. Здесь речь идет хотя бы о 30-летнем горизонте планирования. Подготовка кадров в сфере робототехники - частность, отрасль не живет в вакууме.
Если имеем в виду робототехнику, то значит нужно думать об инжиниринге. У нас есть софт и хард, но нам, условно говоря, нужно придумать, как это будет работать и с помощью какого ПО будет управляться. Все основы - физика и математика, а будущие физики и математики появляются не в МФТИ, а в детском саду и в первом классе общеобразовательной школы. Дальше уже ничего сделать нельзя.
У нас же все реже ученики начальной школы хорошо знают математику и делают выбор в сторону изучения этого предмета и физики в дальнейшем. С каждым годом таких школьников становится все меньше. С одной стороны, на процесс влияет демографическая ситуация, когда просто физически мы на дне демографической ямы, а с другой стороны, речь идет о качестве начального образования.