«Надо популяризировать робототехнику, чтобы молодые люди хотели в ней работать и развиваться»

Сергей Моршанский
Директор ООО «Тесвел» (г. Самара)
«Каждая дополнительно созданная штатная единица у интегратора стимулирует создание не менее пяти рабочих мест у конечного заказчика»
«С каждым интегрированным роботом растут и потребности заказчиков на заводах»

- Дефицит кадров в робототехнике оценили в 60 тысяч специалистов. Согласны ли вы с этой оценкой?

- Я предполагаю, что сейчас посчитали математически. По данным Минпрома, в России около 110 интеграторов, и все вместе они ставят полторы тысячи роботов в год. Соответственно, если идти от цели, что нам нужно 100 тысяч роботов до 2030-го года поставить и внедрить, то получается, наверное, примерно такая цифра. В нее входят не только те, кто производит роботов и интегрирует их в производство, но еще и специалисты по робототехнике со стороны конечных заказчиков. С каждым интегрированным роботом растут и потребности заказчиков на заводах.

- Какая потребность в специалистах существует именно сейчас, на данный момент?

- Если от общего числа программистов, робототехников, в принципе, в два раза надо увеличиться. То есть вот у нас около 25 человек ребят, которые занимаются программированием роботов и контроллеров. Мы бы еще спокойно 25 человек взяли. Относительно численности всего нашего коллектива это где-то процентов 20. Можно предположить, что у остальных интеграторов такие же потребности.

- И в ближайшие годы потребность в кадрах будет возрастать?

- Каждая дополнительно созданная штатная единица в интеграторе, будет стимулировать создание не меньше пяти рабочих мест у конечного заказчика.

Сергей Моршанский — директор ООО «Тесвел», производственно-инжиниринговой компании, специализирующейся на автоматизации и роботизации технологических процессов. Под его руководством компания активно развивает направления по производству роботизированных комплексов, продаже промышленных и коллаборативных роботов, а также производству генераторов азота и адсорбционных осушителей.

Сергей Моршанский инициировал запуск в Самаре производства по сборке промышленных роботов, планируя достичь 50% локализации в течение пяти лет. «Тесвел» активно сотрудничает с крупными компаниями, такими как «Северсталь», «СИБУР» и РКЦ «Прогресс».

«Сейчас «айтишник» у молодежи считается более уважаемой работой, и многие программисты, которые могли бы работать в робототехнике, выбирают IT»

- Сейчас с учетом того, что много компаний начинают осваивать производство промышленных роботов в России, кроме традиционных программистов, электронщиков, стал проявляться интерес и к механикам, тем, кто может именно механические узлы роботов проектировать, разрабатывать.
Ну, а на поверхности всегда программисты. Самый массовый сегмент.

- Структура этого спроса на специалистов она в ближайшем будущем, через 5−10 лет, по вашему мнению, как-то будет меняться?

- Я думаю, что нет, потому что программисты они всегда на острие атаки, они всегда на внедрении роботов. Конструктор спроектировал, изготовил какой-то узел, а конечный этап — это реализация у заказчика на заводе.
У нас вот, например, команда конструкторов, состоящая из десяти человек,обеспечивает работой 25 программистов. Причем, если будет больше программистов, это же бюро загрузит и их.

- Если говорить об операторах, то есть рассматривать сторону клиента - через 5−10 лет потребность в них как-то изменится?

- Операторы робота - это как операторы станка. Это многочисленная группа, но они могут быть с небольшой степенью погруженности. История в повышении компетенции - в наладчиках, в мастерах участков или ком-то из старших, кто будет отвечать, например, за устранение неисправности.

- То есть, условно, рядового сотрудника всегда можно будет «вытащить» на оператора робота?

- Да, это целесообразно. Оператором робота не надо держать дорогостоящего человека, нужно просто иметь одного квалификационного инженера, который будет помогать справляться с трудными ситуациями на многих роботах. А уже операторы - это более дешевый персонал.
Если мы сравниваем, например, замену сварщика. Сварщик всегда дорого стоит. Лучше поставить туда человека без профессиональной подготовки, который будет загружать детали, нажимать зеленую кнопку. Любая женщина справится, человек, который никогда электрод не держал в руках. А сварщик пускай за большие деньги делает сложные продукты.
«Можно банально подсмотреть меры поддержки IT-отрасли»

- Какие факторы будут определять создание новых рабочих мест в отрасли робототехники? Помимо поставленной президентом задачи по роботизации.

- Один из факторов — это сама по себе интересная отрасль. Второй момент — престиж. Сейчас «айтишник» считается более уважаемой работой, у молодежи, по крайней мере. И многие программисты, которые могли бы работать в робототехнике, выбирают IT. Надо популяризировать робототехнику, чтобы молодые люди тоже хотели работать и развиваться именно в этой теме.
Можно банально подсмотреть меры поддержки IT-отрасли - дают, допустим, сниженные проценты по налогам, что позволяет компаниям больше денег платить сотрудникам. Льготные ипотечные кредиты для айтишников 6%.
И поэтому некоторое смещение в сторону IT есть. Потому что при одинаковом базовом уровне знаний у тебя там перспектив в материальном плане больше.

- Какие категории специалистов наиболее востребованы сейчас в робототехнике?
«В Татарстане половина всех поставленных роботов - именно в учебные заведения. Все колледжи, университеты плотно оснащены работотехникой»
«Оснащать учебные заведения отечественными роботами»

- Вы видите меры, которые предпринимаются для решения проблемы дефицита кадров в вашей отрасли?

- Мы как интеграторы и как участники рынка, всегда озвучиваем свои «хотелки». Но какие-то конечные проекты, я не могу сейчас назвать. Просто, потому что мы непосредственно участвуем в проекте по развитию роботизации именно с точки зрения стимулирования рынка и интеграторов, производителей роботов.
Могу только сказать по взаимодействию с учебными заведениями, в которые мы поставляем роботов. Действительно, деньги государство выделяет на закупку робототехнических комплексов в учебные заведения. Это и средние специальные учебные заведения, и высшие учебные заведения
В Татарстане, например, если не половина, то большая доля поставленных роботов - именно в учебные заведения. Все колледжи, университеты плотно оснащены работотехникой.

- Отечественными оснащают?

- Традиционно, это были KUKA, FANUC - те роботы, которые были широко использованы на КАМАЗе, например, и у поставщиков.

- Насколько это критично? Должны ли быть в учебных учреждениях именно отечественные роботы?

- С точки зрения понимания, как вообще вся роботизация работает, там особой, наверное, разницы нет. Все основные принципы и подходы к роботизированной технике одинаковы. Но если говорить о том, что мы хотим видеть развитие своей отрасли по производству роботов и комплектующих компонентов, то, конечно, надо ставить отечественных роботов. Чтобы студенты умели обращаться именно с этой системой управления и с этой механикой, чтобы, придя на завод, они были одними из принимающих решения и голосующих за отечественный продукт. Иначе мы трудно и долго будем все это поднимать.
«Чем больше роботов внедряется, тем больше будет трансформироваться спрос на профессионалов»
- Насколько актуальны образовательные программы, которые сейчас по робототехнике существуют?

- У нас программы от таких же интеграторов, либо от вендоров. Какие-то учебные заведения успели еще до СВО, например, пройти курсы обучения своих специалистов у производителей и получили соответствующие сертификаты, и они могут транслировать программы.
Вот мы в своей работе с СамГТУ, с Аэрокосмическим университетом тоже провели обучение специалистов, разработали совместные программы. И те программы, которые они используют для обучения, полностью соответствуют нашим ожиданиям, потому что мы участвовали сами в создании этих программ и сами обучали их специалистов.
И дальше мы можем переориентировать предприятия, которые хотят именно получить обучение с выдачей сертификата, на Аэрокос или на СамГТУ. И мы будем уверены, что это будут нормальные специалисты.

- Какие изменения нужны в образовательных программах, подходах к обучению?

- Их несколько. Я за то, чтобы их расширять, потому что глубина изучения робототехники тоже разная. Есть базовые курсы, например, по программированию, углубленные курсы механиков, курсы электроники, электриков именно по производству робота, по обслуживанию и так далее.

- Вы за то, чтобы больше специальностей появлялось?

- Да, потому что, опять же, одно тянет другое. Чем больше роботов, тем больше рынок по сервисному обслуживанию. И не всегда могут быть эти компетенции у интеграторов, потому что они все будут задействованы на внедрение, а обслуживание может производиться силами самих предприятий. Для этого возможно просто получить квалификацию сервисного специалиста в учебном заведении.
«Хотелось бы, чтобы предприятия делали целевой набор именно по робототехнике»

- Какие ключевые проблемы видите в подготовке специалистов для робототехники?

- Пока, наверное, просто нет такого массового спроса и заявок от заводов. Сейчас, общаясь с университетами, мы что видим? Приходит, например, я не знаю, ОДК (Объединенная двигателестроительная корпорация – прим. авт.), либо «Прогресс», либо «АвтоВАЗ», и всех в основном интересуют технологи - по сварке, по металлообработке давлением и так далее.
А по факту, как только у заказчиков будет переориентация на роботизацию, чтобы больше заявок приходило в учебные заведения именно по таким целевым студентам, вузы очень быстро в эту сторону среагируют. Они сейчас тоже вынуждены приспосабливаться к изменяющимся рынку и спросу.
Пока же, когда мы приходим и говорим: «Ребята, дайте нам роботистов», нам отвечают: «У меня половину студентов выгребает «Прогресс», а половину — ОДК. Где мы еще на вас возьмем человеческих ресурсов?»
Они-то целевики, и за них предприятия деньги платят. А поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы предприятия делали целевой набор именно по робототехнике.
Я уверен, что рано или поздно сдвинется в эту сторону. Опять же, чем больше роботов внедряется, тем больше будет трансформироваться спрос на профессионалов.
«Из высших учебных заведений, конечно, более компетентные люди приходят, с уже более сфокусированным взглядом, чем из колледжей»
«Чем гибче ум, чем лучше голова работает, тем быстрее человек адаптируется»

- А необходимо ли, с вашей точки зрения, адаптировать учебные программы под нужды конкретных предприятий? Ну, с крупными, понятно — ОДК, «Прогресс». А для таких компаний, как ваша, пока еще не настолько крупных, это необходимо? Или вы сами уже адаптируете?

- Я думаю, что все-таки лучше больше базу давать в широком профиле, потому что технологические особенности у каждого предприятия свои. Например, у кого-то больше сварки дуговой, например, на «Прогрессе» роботы фрезеровкой занимаются. То есть, теоретически для специалиста важно понимать саму робототехнику, основные подходы ключевые. Да, пускай это будет базовый уровень по сварке, базовый уровень по фрезеровке, но лучше иметь максимально широкого специалиста, который будет на месте уже получать более глубокие знания и более глубокие навыки.

- Какие навыки среди новых специалистов сейчас наиболее востребованы?

- Для нас это хорошее знание математики, если брать студентов. Почему? Потому что очень много математики в самом понимании программирования. Есть проекты, где все очень просто, от точки к точке и никаких формул не надо. Но техника умнеет, требуется больше всяких аппаратных вещей - лазерные датчики, система технического зрения, оптические системы и прочее. И чем гибче ум, чем лучше голова работает, тем быстрее человек адаптируется. Не всегда все решается типовыми проектами.
«Из студентов, которые к нам приходят, процентов 30−40 остаются у нас»

- А что с уровнем практической подготовки выпускников сейчас?

- Я могу только оценить по нашему опыту. Как нам приходят ребята и из вузов, и из колледжей – техники, они в основном работают электриками, собирают шкафы, проектируют, участвуют в разработке электрических схем.
Так вот из высших учебных заведений, конечно, более компетентные люди приходят, с уже более сфокусированным взглядом, чем из колледжей.

- При этом они имеют какую-то практическую подготовку или все с нуля?

- В Аэрокосмическом университете, например, очень квалифицированные уже ребята, потому что они уже имеют опыт программирования наших роботов, уже знают с какой стороны подойти.
Я могу сказать, что из студентов, которые к нам приходят, наверное, процентов 30−40 остаются у нас. Мы же после третьего курса принимаем на работу людей, платим за стажировку — они, во-первых, учатся, во-вторых, получают деньги.

«Система наставничества у нас хорошо выстроена»

- В одном из интервью вы говорили, что хотите сами готовить образовательные программы, делать какой-то ликбез. Об этом можете немного рассказать?

- Вся эта история привязана к запуску новой площадки (по производству собственных роботов — прим.). У нас программы образовательные подготовлены, но они будут в основном направлены на заказчика.
То есть это будет в виде каких-то семинаров. Не столько обучение, сколько демонстрация разных видов технологий и оборудования. Этим мы убиваем двух зайцев - это и маркетинговые мероприятия, и расширение границ для заказчика. Будем объяснять: вот для этих задач можно применять робота вот здесь, а если у вас такая ситуация, то делайте вот так.
Такие семинары мы планируем делать несколько раз в год, ежеквартально для всех желающих
.
- А как вы своих сотрудников сейчас обучаете?

- Система наставничества у нас хорошо выстроена. В этом году на конкурсе мы по совокупности баллов заняли четвертое место. Нас опередили именно такие киты как «Прогресс», у которых не 80 человек, а 11 тысяч.

- Какие-то образовательные структуры у вас не выделены?

- Нет, у нас есть отдельно по группе компаний, в которую мы входим, центр обучения. Там проводят обучение по разным направлениям - по охране труда, по управленческим навыкам. А специальным техническим компетенциям мы учим только внутри себя. Приходит молодой человек, закрепляется за более опытным товарищем и он его ведет.
Made on
Tilda