"Интеграция студентов в рабочий процесс должна начинаться с первых дней обучения"

Святослав Стесин
генеральный директор компании «Битроботикс»
«Вузы сегодня не готовят специалистов, способных полностью закрывать задачи по разработке, производству и внедрению роботизированных комплексов»
- Какие ключевые проблемы вы видите в текущем образовательном процессе технических вузов для подготовки кадров в области робототехники?

- Прежде чем ответить, уточню: я не обучался и не преподавал на кафедрах робототехники. Однако, как руководитель компании, занимающейся разработкой промышленных роботов, автоматизацией процессов и инновациями в этой области, могу оценивать ситуацию с практической точки зрения.

Робототехника — это междисциплинарная прикладная наука, которая объединяет множество технических дисциплин. На мой взгляд, вузы сегодня не готовят специалистов, способных полностью закрывать задачи по разработке, производству и внедрению роботизированных комплексов.

Причина этого частично связана с ранней стадией развития российского рынка. Сейчас в стране насчитывается не более 5–6 ключевых компаний, занимающихся производством роботов, причем они сравнительно небольшие и по численности персонала, и по объемам финансирования. На данном этапе индустрии остро требуется подготовка универсальных инженеров — специалистов, владеющих несколькими дисциплинами и способных видеть проекты целостно, включая их жизненный цикл, эксплуатацию и удобство внедрения.

К сожалению, нынешняя образовательная система России не формирует таких профессионалов. Студенты часто получают узкоспециализированные знания, которые сложно применить в реальных условиях. Например, программист ПЛК может выполнять лишь ограниченный набор задач, а инженер-конструктор редко учитывает комплексные аспекты эксплуатации своего решения.

Для воспитания специалистов нового уровня необходимо внедрять студентов в реальную бизнес-среду с ранних этапов обучения. Они должны получать прикладные знания, которые невозможно передать в рамках только теоретических курсов. В нашей компании инженеры рассматривают проекты с позиции полного цикла: от разработки дельта-роботов до создания всех элементов роботизированного комплекса. Этот подход позволяет специалистам видеть задачи целостно, но он требует соответствующей подготовки, которую сложно обеспечить традиционным вузовским образованием.
Святослав Стесин - генеральный директор и сооснователь компании "Битроботикс", одного из ведущих российских разработчиков и производителей робототехнических решений для промышленности. В 2018 году он возглавил "Битроботикс", поставив перед собой цель создать эффективные робототехнические решения для автоматизации российских предприятий. Компания "Битроботикс" является первым и единственным на сегодняшний день разработчиком и производителем дельта-роботов, а также успешно внедряет роботизированные комплексы в пищевой промышленности, что позволило предприятиям значительно повысить производительность и снизить зависимость от человеческого труда.
«Для воспитания специалистов нового уровня необходимо внедрять студентов в реальную бизнес-среду с ранних этапов обучения»
- Какой опыт организации совместных образовательных программ с промышленными предприятиями вы можете выделить?

- В России такие программы пока слабо развиты. Однако западный опыт весьма показателен. Например, компания Boston Dynamics сотрудничает с MIT, начиная с первых курсов обучения. Студенты проходят тестирование, разработанное не только преподавателями, но и ведущими инженерами и менеджерами компании. Это позволяет определить сильные стороны каждого и индивидуально адаптировать образовательную программу. К моменту выпуска студенты становятся высококвалифицированными и востребованными специалистами.

- Почему вы считаете важным включение модулей по эксплуатации и внедрению робототехники?

- Приведу пример из нашей работы. Мы сотрудничаем с пищевой промышленностью и недавно создали робота для группы «Газпром», предназначенного для бурения скважин. На практике мы столкнулись с нехваткой квалифицированных специалистов у заказчиков. Они часто не могут корректно сформулировать техническое задание, проконтролировать процесс разработки и эффективно внедрить решение.

Решение этой проблемы — внедрение функций технического заказчика, которые часто используются в строительстве. Такие специалисты должны участвовать на всех этапах — от разработки до эксплуатации робота. Это ускорит и упростит процесс интеграции технологий в производство.
- Почему именно сейчас необходимо пересматривать подходы к обучению специалистов в этой сфере?

Потому что для подготовки кадров и внедрения новых технологий требуется время. Если мы хотим добиться технологического прорыва и наладить массовое производство высокотехнологичной продукции, необходимо уже сейчас закладывать фундамент. Это долгосрочная задача, и ее решение невозможно откладывать.
«Для подготовки кадров и внедрения новых технологий требуется время»
- Почему важно уделять внимание интеграции робототехники с искусственным интеллектом, IoT и кибербезопасностью?

- Эти направления — неотъемлемая часть будущего робототехники. Сегодня промышленные роботы работают по заданным алгоритмам, но задачи и сферы их применения постоянно усложняются. Искусственный интеллект, интернет вещей и кибербезопасность становятся ключевыми элементами роботизированных систем. Безопасность, надежность и эффективность работы таких комплексов невозможно обеспечить без междисциплинарного подхода.
- Как регулярные практики и стажировки с ранних курсов помогут студентам адаптироваться на рынке труда?

- Я считаю, что интеграция студентов в рабочий процесс должна начинаться с первых дней обучения. Даже если на начальных этапах их задачи будут простыми, они смогут понять культуру компании и отрасли. В условиях текущего развития робототехники в России, это всегда будет культура стартапов. Такая среда формирует гибкость и умение адаптироваться, что крайне важно для будущих специалистов.

- Какую роль играют реальные проектные задания от компаний в формировании навыков студентов?

- Проектные задания позволяют студентам развивать системное мышление, учиться видеть задачу целиком и находить комплексные решения. Это важнейший инструмент подготовки профессионалов.
- Как наиболее эффективно организовать междисциплинарное взаимодействие студентов разных направлений?

- Создание специализированных кафедр с комплексным подходом к обучению — ключевой шаг. Программы должны включать проектное управление, основы менеджмента, технический английский и другие дисциплины, обеспечивающие всестороннюю подготовку. Робототехника — это комплексная наука, и ее обучение должно соответствовать этому принципу.

Подытожу, что для успешного решения задачи подготовки специалистов нового уровня необходимо объединить усилия государства, науки и бизнеса. Такой подход требует создания единого координационного органа с реальными полномочиями, который возьмет на себя задачу интеграции образовательных программ, технологий и потребностей промышленности. Важно предусмотреть создание тестовой площадки, где можно будет отрабатывать образовательные и производственные модели, тестировать инновационные подходы и адаптировать их к реальным условиям. Это позволит не только ускорить внедрение технологий, но и сформировать устойчивую экосистему, способную обеспечить технологическое лидерство нашей страны.
Made on
Tilda