«Любые образовательные программы устаревают к моменту появления»

Валерий Фальков
Министр науки и высшего образования Российской Федерации
«Решение проблемы кадрового дефицита в равной степени зависит от системы образования и от работодателя»
На форуме Digital Innopolis Days, состоявшемся в начале октября в Татарстане, министр науки и высшего образования Валерий Фальков подчеркнул, что существующая система образования не в состоянии покрыть дефицит технических специалистов в стране и требует значительной модернизации для соответствия требованиям рынка.

Министр отметил, что традиционные образовательные программы часто не успевают за изменениями на рынке. «Момент, когда образовательный стандарт разрабатывается и утверждается, и момент, когда его начинают применять, часто разделены несколькими годами, — пояснил Фальков. — За это время на рынке происходят существенные изменения». В результате к выпуску студенты оказываются недостаточно подготовлены к реальным условиям труда, особенно в таких динамичных отраслях, как робототехника.

Для решения этой проблемы министр предложил внедрить более гибкие образовательные стандарты, которые можно оперативно адаптировать под нужды рынка. Среди возможных решений он назвал модульные программы, позволяющие студентам и действующим специалистам быстрее осваивать востребованные навыки. Такой подход также может включать программы переподготовки для взрослых, что, по мнению Фалькова, ускорит покрытие кадрового дефицита.

При этом министр указал на слабость системы дополнительного образования, которая недостаточно развита для тех, кто уже имеет профессиональную подготовку.

«В чем большой недостаток сегодняшних университетов? Они не умеют работать на рынке дополнительного образования. Надо уметь работать с людьми, которые уже имеют образование, среднее, профессиональное и высшее, быстро их встраивать в те технологические цепочки», - подчеркнул Фальков.
На фоне ускоряющейся технологической трансформации в России остро стоит вопрос подготовки квалифицированных кадров для робототехники и автоматизации. Согласно данным Консорциума производителей робототехники и систем интеллектуального управления, ежегодная потребность в специалистах в этой сфере достигает 60 000 человек, однако в настоящее время ежегодно готовится лишь около 3 000 специалистов.
«Необходимо пересмотреть подходы к образовательным стандартам, опираясь на тесное взаимодействие с лидерами отраслей»
Фальков указал на важность интеграции автоматизированных технологий и программного обеспечения в образовательные программы. Для подготовки специалистов, способных работать на современных производствах, программы обучения должны включать блоки, связанные с автоматизацией. Это позволяет студентам знакомиться с современными технологическими решениями уже на этапе обучения, что повышает их ценность для работодателей и сокращает время адаптации в новых условиях труда.

Министр подчеркнул, что проблема кадрового дефицита в робототехнике не может быть решена только силами образовательных учреждений. Решение проблемы кадрового дефицита в равной степени зависит от системы образования и от работодателя, от того, насколько он заботится о качественных характеристиках рабочего места и многое другое. Для комплексного подхода к этой задаче необходимо тесное взаимодействие с бизнесом, минпромторгом и другими государственными структурами.
Он отметил, что необходимо развивать курсы переквалификации, чтобы специалисты могли быстрее адаптироваться к новым условиям на рынке труда. Такая гибкость особенно актуальна для робототехнической отрасли, где технологии быстро меняются и требуют постоянного обновления знаний.

В своём выступлении министр разделил специалистов на две категории — инженеров, которые создают робототехнические системы, и техников, которые их настраивают и эксплуатируют.

«В чем большой недостаток сегодняшних университетов? Они не умеют работать на рынке дополнительного образования. Надо уметь работать с людьми, которые уже имеют образование, среднее, профессиональное и высшее, быстро их встраивать в те технологические цепочки», - подчеркнул Фальков.
Made on
Tilda